Ремонт любой машины означает необходимость разборки. Как разобрать скважинный насос Вихрь хорошо знают мастера, имеющие специальное образование и опыт. Однако, эту задачу может выполнить любой технически грамотный человек, если у него будет подробная инструкция по ремонту.
Выбрать скваженный насос Вы можете тут.
Из всей линейки выпускаемых насосов марки «Вихрь», рассмотрим водяные модели. По месту работы широко распространены погружные насосы «Вихрь», т.е. они полностью погружаются в перекачиваемую жидкость.
Водяной насос Вихрь, ремонт и устройство этого прибора не представляют технологической сложности. Они могут разделяться на скважинные и колодезные. Тип конкретной помпы определяется исходя из предстоящего объема перекачки.
Скважинные глубинные машины отличают большая высота, на которую помпа поднимает воду и высокая производительность. Основные в этом ряду – модели СН (скважинный насос).
Маркировка машин, присваиваемая им заводом изготовителем:
По типу рабочего органа, глубинные насосы для скважин Вихрь, разделяют на 4 вида: винтовые или шнековые, вихревые, центробежные и вибрационные.
Винтовая машина работает благодаря вращающемуся винту (шнеку) – своими изгибами винт захватывает воду и выталкивает ее в выходной патрубок помпы. Устройства такого типа обладают достаточной мощностью, они менее чувствительны к загрязненной воде.
К машинам винтового типа марки «Вихрь» относится несколько моделей. Например, насос Вихрь СН-60В. Его ремонт, как и ремонт любых других типов помп, разделяется на 2 этапа: разбирают насосную часть и привод (моторная часть).
Разборка скважинного насоса Вихрь СН-60В проводится в следующем порядке.
При работе нужно помнить, что шнек накручивается на вал двигателя по «левой» резьбе.
Перед разборкой моторной части рекомендуется кратковременно включить насос в сеть для проверки его работы без насосной части. Равномерная и устойчивая работа двигателя может свидетельствовать о нормальной работе мотора и о том, что причину плохой работы насоса нужно искать именно в насосной части. В то же время, если причиной повышенного шума при работе насоса является неисправность подшипников, то этот шум никуда не исчезнет и его будет слышно даже при снятом рабочем органе.
Работу начинают в зависимости от диагностированной неисправности. Если для ремонта необходимо только заменить подшипники вала ротора, но сначала снимают верхнюю крышку. Для этого выкручивают винты крепления, расположенные снаружи верхней части корпуса. Затем отводят в сторону снятую крышку с закрепленным в ней кабелем питания, при этом провода питания можно не отсоединять. Вынимают вверх ротор двигателя.
При необходимости более полной разборки необходимо отсоединить провода питания от обмоток статора. Затем корпус помпы нужно перевернуть и снять крепление нижней крышки. После снятия нижней крышки открывается доступ к статору мотора и его можно демонтировать.
Другой погружной скважинной моделью этой марки является насос «Вихрь» СН-90В. От модели СН-60В он отличается только большей производительностью. Поэтому на вопрос «как разобрать скважинный насос Вихрь СН-90В?» можно дать простой ответ: по методике разборки модели СН-60В.
Опираясь на приведенную методику, можно осуществить ремонт насоса Вихрь СН-90В своими руками. Применения сложных методик или специальных диагностических приборов эта работа не требует.
Работу вихревых машин обеспечивает вращающееся колесо с лопатками. Рабочий орган представляет собой два параллельно расположенных диска с размещенными между ними специальными пластинами (лопатками). Вращаясь, лопатки рабочего колеса захватывают воду во входном патрубке и, придав ей ускорение, выталкивают в выходной отвод.
В семействе «Вихрь» одной из моделей вихревого типа является «Вихрь» СН-50.
Разборка глубинного насоса Вихрь такого типа производится после диагностики, для проведения ремонта. Происходит в следующем порядке.
На этом, разборка насосной части закончена. При диагностике проверяют все снятые детали. Помпы такого типа чувствительны к загрязнителям, поэтому наличие в воде абразивных частиц (мелкий песок и (или) камни), отрицательно сказывается на производительности изделия и его долговечности. Даже небольшая царапина на поверхности рабочего колеса может снизить эффективность его работы.
После снятия рабочей камеры, еще раз проверяют работу двигателя. Если причина неисправности кроется в двигателе, то нужно сделать так:
У некоторых моделей, с целью стабилизации работы, внутри корпуса двигателя может быть установлен конденсатор.
После окончательной проверки всех частей насосного отсека и двигателя, заменяют вышедшие из строя детали на новые. Сборку помпы проводят в обратном порядке.
Важно! В семействе «Вихрь» есть модели, в состав насосной части которых входит не одно рабочее колесо, а несколько. В этом случае необходимо записать последовательность установки колес и строго ее соблюдать. Для облегчения монтажа и демонтажа колеса, в его корпусе сделаны резьбовые отверстия. При работе с колесом в них равномерно вворачивают специальные болты, идущие в комплекте, которые плавно «стягивают» колесо с вала насосной части.
Ремонт двигателя вихревой машины мало чем отличается от ремонта двигателя шнекового насоса. У «вихревика» тоже может быть отсек для конденсатора, и масляная ванна для смазки подшипника электродвигателя.
Рабочим органом любого центробежного изделия служит крыльчатка. Так называют плоский диск, на одной из сторон которого сделаны специальные выступы – лопатки. В отличие от лопаток рабочего колеса вихревого насоса, лопатки центробежного изогнуты по центробежной траектории. При вращении крыльчатки возникает «завихрение» водяного потока, которое и выталкивает воду из насоса. Помпы такого типа являются высокоэффективными по объему перекачиваемой жидкости, хотя также чувствительны к чистоте воды.
Центробежные модели компании «Вихрь» могут снабжаться не одной, а несколькими крыльчатками. Это позволяет значительно повысить эффективность их работы.
Технологическая близость центробежных и вихревых моделей предопределяет похожесть методик разборки этих моделей. Разбираем погружной насос Вихрь этого типа по следующей схеме:
После разборки тщательно осматривают каждый комплект крыльчаток, предварительно очистив их от наслоений ила и ржавчины. Бывали случаи, когда для восстановления эффективной работы помпы достаточно было очистить крыльчатки. Учитывая достаточно высокую стоимость изделий такого типа, то разборка насоса Вихрь ради очистки рабочего органа, вполне оправдана.
Внимание! На видео есть действие, при котором автор допустил грубую технологическую ошибку. Он включил в сеть машину, у которой не до конца удалена рабочая часть – на валу двигателя остался шнек. Так делать категорически нельзя! Шнек присоединяется к валу двигателя с помощью резинометаллической муфты. Это делается для того, чтобы минимизировать осевое биение шнека из-за возможной несоосности его центра и вала двигателя. В течение периода эксплуатации, муфта могла получить повреждения или сорваться с резьбы вала двигателя. При наличии таких повреждений, шнек, разогнанный двигателем до значительной угловой скорости, мог слететь и нанести ремонтнику серьезную травму. Включать двигатель помпы в сеть для проверки можно только при полном демонтаже всей насосной части.
Перед тем, как разобрать насос Вихрь СН-90В, нужно помнить, что любая погружная модель состоит из 2-х частей: насосной (рабочей) и приводной.
Значит, и неисправности насоса Вихрь тоже можно разделить по этим признакам.
Среди наиболее часто встречающихся неисправностей есть несколько тех, которые могут стать следствием поломок в обеих частях машины.
Отказ в работе может возникнуть в связи с неисправностями в насосной части, и в электрической. Частой причиной возникновения проблемы служит срабатывание системы электрической защиты. Система может сработать из-за любой неполадки в цепи: «двигатель насоса» - «кабель питания» - «автомат защиты или предохранитель» - «сеть питания». Если насос не включается, то его необходимо отключить от сети, достать из скважины и осмотреть. Перед проверкой двигателя проверяют целостность кабеля, а также качество соединения «розетка сети – вилка кабеля питания насоса».
В случае исправности кабеля, розетки и вилки, проверяют исправность автоматов отключения или предохранителей (пробок). Исправность всех составляющих цепи свидетельствует о том, что проблема заключается в двигателе.
Интересно! Чтобы провести экспресс-анализ на исправность двигателя, достаточно обнюхать его корпус. Специфический «аромат» горелой изоляции невозможно удержать какими-либо способами или спутать с другими запахами. Его наличие говорит только об одном – насос ремонту не подлежит, его нужно заменить.
При отсутствии запаха изделие желательно разобрать, отделив насосную часть от двигателя. Для проверки, машину кратковременно включают в сеть. Исправный двигатель загудит, и его вал начнет вращаться. После начала вращения, мотор необходимо сразу отключить от сети – погружные типы охлаждаются за счет перекачиваемой жидкости. Их длительная работа «на сухую» приведет к выходу из строя. Если двигатель «молчит» и вал не крутится, то его обмотку можно проверить мультиметром.
Омметр (мультиметр), установленный в положение «200 Ком» или близкое по значению, подключают к обмотке двигателя. Для этого один щуп прибора прикладывают к одному штекеру сетевой вилки, а второй щуп – к другому штекеру. Любое отклонение стрелки или цифровое показание свидетельствует о целостности обмотки. Неподвижность стрелки или отсутствие показаний на цифровом дисплее (может показывать «0») говорит об обрыве в обмотке. В этом случае насос тоже заменяют. При проверке мультиметром нужно помнить, что такой способ может дать неверный результат, если в конструкцию двигателя входит пусковой конденсатор. О наличии его в составе должно быть указано в паспорте изделия.
Конденсатор может быть установлен в отдельной коробке, а может быть встроенным внутри корпуса помпы. Вместе с конденсатором, в корпусе может быть установлено тепловое реле.
Внимание! В качестве дополнительной проверки можно проверить двигатель на «пробой» изоляции, но для этой проверки нужен мегомметр или мультиметр, обладающий такой функцией. Если помпа опущена в скважину на стальном тросе и включена в сеть, то человек, стоящий на земле и взявшийся «голой» рукой за трос, почувствует «пробой» двигателя без всяких приборов.
Проблема может возникнуть и при неисправной насосной части. Чаще всего отказ случается, если по каким-либо причинам, крутящий момент мотора перестал подаваться на рабочую часть. Это может быть заклинивание вала из-за попадания засора, заиливание или засоление вращающихся деталей, излом шнека у винтовых типов, обрыв шпонки у вихревых или повреждение крыльчатки у центробежных типов.
Засорения могут откладываться не только на подвижных частях машины. Не меньший вред могут принести засоры, образовавшиеся на обратном клапане. Это может привести к возникновению другой проблемы – резкое падение напора воды.
Указанная проблема может возникнуть также по нескольким причинам. Кроме засорения насосной части, это может быть изношенность крыльчатки у центробежных машин или рабочих колес у вихревых конструкций. Причиной низкого напора у винтовых машин может быть значительный износ пары «втулка-шнек». В некоторых случаях, снижение напора у всех типов помп, может произойти из-за низкого уровня воды в скважине. Засорение механических фильтров, установленных на всасывающей стороне, тоже может стать причиной падения напора и даже его исчезновению. С электрической части, причиной снижения напора, может стать выход из строя пускового конденсатора эл\мотора. В этом случае двигатель будет гудеть, и даже (возможно) медленно крутиться, но нормальные, рабочие обороты он не наберет.
Длительное гудение двигателя при отсутствии подачи воды или ее слабом напоре может привести к выходу его из строя.
Основной причиной такой проблемы может быть снижение уровня воды в скважине. Причину этого явления определить трудно, поэтому самым простым и эффективным решением будет опускание насоса на большую глубину. Если глубина скважины не позволяет этого сделать, то возможным решением проблемы может стать снижение производительности помпы. Перед принятием решения о каких-либо действиях, необходимо перепроверить глубину скважины.
У винтовых машин проблема может быть вызвана износом пары «втулка-шнек» либо срывом резьбы в месте крепления шнека к валу двигателя. Обрыв или значительный износ шпонки крепления крыльчатки может стать причиной такой проблемы у центробежных машин. При использовании вихревых типов этот недостаток может появиться в случае проскальзывания рабочего колеса по валу насосной части.
При решении этой проблемы будет не лишним перепроверить качество всех электрических соединений и целостность питающего насос кабеля.
Значительное повышение расхода электроэнергии может быть вызвано различными причинами. Заиливание, засорение, износ деталей рабочих органов насосов, могут стать причинами этой проблемы со стороны насосной части машины. Повреждение питающего кабеля, плохой электрический контакт в местах соединений и подключений, неисправности конденсатора и другие похожие проблемы приведут к повышенному расходу со стороны моторной части. Значительный перерасход электроэнергии могут вызвать сложности с подшипниками валов, входящих в состав помпы. Если по каким-либо причинам, подшипники стали вращаться туго, с «заеданиями», то двигателю приходится развивать большее усилие для их проворачивания, а значит, больше потреблять энергии.
Устранение этой неисправности решается теми же способами – разборка машины, ревизия деталей и рабочих органов и замена их в случае необходимости.
Самой главной причиной появления этой неисправности становится механическое повреждение изоляции питающего кабеля. «Выбить пробки» может от пробоя изоляции двигателя, заклинивания подшипников ротора мотора или вала насосной части, затруднения вращения валов в результате засоров. Избавление от проблемы даст разборка и ремонт машины, при проведении которых необходимо наиболее тщательно проверить электрическую часть помпы. Нелишним будет проверить состояние изоляции обмоток двигателя и шнура питания. Для проведения проверки один щуп мегомметра, или мультиметра с такой функцией, прикладывают к одному штекеру сетевой вилки шнура питания, а второй – к корпусу машины. У исправного изделия, после проведения измерения, прибор должен показать не менее 500 МОм.
Разборка современных скважинных насосов дело несложное, но, в то же время, требующее внимания, технической грамотности и упорства. Технология производства машин такого типа построена на максимальной простоте и доступности. В составе любой современной помпы нет каких-либо сложных или труднодоступных деталей, для их ремонта не требуется наличия особых ремонтных условий или дорогих диагностических устройств. Поэтому, разборку и ремонт машин «Вихрь» можно выполнить самостоятельно, в домашних условиях.
А как Вы думаете – имея «под рукой» инструкцию, справится с разборкой и ремонтом скважинного насоса «Вихрь», начинающий мастер или нет?