В воде и в любой другой жидкости, используемой системами отопления, неизбежно скапливаются пузырьки воздуха. Часто причиной жалоб людей на плохой нагрев радиаторов являются именно они. Эти частички образуют воздушные пробки, ухудшающие течение воды, а также являются источниками надоедливого шума, исходящего из трубопровода. Бороться с ними можно, установив открытый расширительный бак. Но для тех, кто предпочитает использование закрытого бачка придумали другое решение – спускник воздуха системы отопления.
Многие люди при планировании схемы системы отопления забывают о такой неприятности, как завоздушивание. Самой частой причиной их возникновения являются ошибки при ремонте и техническом обслуживании. При отсоединении труб для осмотра происходит разгерметизация, из-за которой воздух снаружи попадает в магистраль в больших количествах, которые система не может самостоятельно вывести.
Другая причина возникает у владельцев некачественных пластиковых труб. Для повышения надёжности, производители, стремящиеся соблюдать стандарты, наносят на свои изделия специальное антидиффузное покрытие, сводящее возможность проникновения воздуха на нет. Однако в той продукции, где такое покрытие отсутствует, велика вероятность попадания воздуха извне через микроотверстия на стенках.
Скопления воздушных микрочастиц также могут служить признаком возникновения коррозийных процессов. Химические реакции ржавления производят водород, и когда он накапливается в больших количествах, появляются идентичные пробкам проблемы.
Также некоторые домовладельцы забывают при проведении техобслуживания делать деаэрацию теплоносителя. Этот процесс нужен для его очистки от различных газов. Обычно они растворяются быстро, но в больших количествах и при быстром нагреве этот процесс не успевает происходить, и от этих газов отделяется воздух, который затем распространяется по всей магистрали и вызывает проблемы.
Выгодное предложение
Многие люди при планировании схемы системы отопления забывают о такой неприятности, как завоздушивание. Самой частой причиной их возникновения являются ошибки при ремонте и техническом обслуживании. При отсоединении труб для осмотра происходит разгерметизация, из-за которой воздух снаружи попадает в магистраль в больших количествах, которые система не может самостоятельно вывести.
Другая причина возникает у владельцев некачественных пластиковых труб. Для повышения надёжности, производители, стремящиеся соблюдать стандарты, наносят на свои изделия специальное антидиффузное покрытие, сводящее возможность проникновения воздуха на нет. Однако в той продукции, где такое покрытие отсутствует, велика вероятность попадания воздуха извне через микроотверстия на стенках.
Скопления воздушных микрочастиц также могут служить признаком возникновения коррозийных процессов. Химические реакции ржавления производят водород, и когда он накапливается в больших количествах, появляются идентичные пробкам проблемы.
Также некоторые домовладельцы забывают при проведении техобслуживания делать деаэрацию теплоносителя. Этот процесс нужен для его очистки от различных газов. Обычно они растворяются быстро, но в больших количествах и при быстром нагреве этот процесс не успевает происходить, и от этих газов отделяется воздух, который затем распространяется по всей магистрали и вызывает проблемы.
Главные и легкозаметные признаки были упомянуты ранее. Воздух и другие содержащиеся в теплонесущей жидкости газы обладают свойствами теплоизоляции, тем самым, не давая радиаторному обогревателю достаточно прогреться.
Если же устройство вовсе перестаёт увеличивать температуру – это признак пробки. Наличие воздушных масс в небольших скоплениях повышает силу сопротивления, замедляющую скорость течения. Крупные скопления же вызывают пробки, полностью блокирующие перемещение воды по магистрали.
Также если в системе установлены насосы, они начинают изнашиваться с повышенной скоростью. Но это не единственные приборы, которые страдают от микрочастиц. Из-за кислорода, процесс коррозии происходит чаще и быстрее обычного, что снижает качество и долговечность всего трубопровода.
Кислородные пузырьки являются причиной неприятного и надоедливого шума, исходящего из труб. Этот звук может вызвать дискомфорт и раздражение у находящихся в комнате людей.
Даже если система отопления была выполнена максимально чётко, без недочётов, а техосмотр проводится полный и с соблюдением всех правил, это всё равно не освобождает от вероятности появления воздушных пробок. Бороться с этим помогает воздушный клапан для отопления, необходимый в каждой схеме закрытого типа.
Клапаны выпускают излишки газа через специальное отверстие, которое открывается либо автоматически, либо вручную, в остальное время находится в закрытом положении. Также присутствует система вытеснения и блокировки воды для того, чтобы избежать нежелательные протечки.
Такие устройства устанавливаются как минимум по одному на каждый контур, лучше – больше. Если схема отопления одноконтурная, то одно устройство устанавливается на участок с горячим теплоносителем, другое – с холодным. В идеале воздухоотвод должен быть вмонтирован возле каждого радиатора, но не все могут это себе позволить.
Ещё одно правило – как минимум один из клапанов должен быть установлен на высшей точке отопительной схемы. Это позволяет избавляться от нежелательных газов с высокой эффективностью. При наличии коллектора, монтаж прибора происходит на него.
Всего существует три вида спускников воздуха системы отопления – автоматический, ручной (кран Маевского) и радиаторный. Их название говорит само за себя, но всё же стоит разобрать каждый из них поподробнее, перечислив конструкционные особенности, преимущества и недостатки.
Этот тип приборов отличается наибольшим разнообразием видов исполнения на рынке. Несмотря на это, каждая модель обладает корпусом и механизмом автоматики, состоящим из поплавка, пружины и пробки. Автоматические средства сброса бывают прямого и бокового вида. Первые предназначены для установки на трубах, вторые – на отопительных батареях.
Механика приводится в действие тогда, когда в верхнюю часть корпуса попадает воздух. Поплавок опускается и вытесняет воду для предотвращения протечек. После этого процесса открывается клапан для спуска воздуха из системы отопления, через который излишки газов выходят наружу. Затем жидкость вновь попадает в корпус, тем самым поднимая поплавок, который блокирует выходное отверстие.
Стоит отметить, что такой спускной клапан воздуха для системы отопления нельзя устанавливать в горизонтальном положении. Тогда поплавок не сможет справится с приливом воды и произойдёт протечка. Ещё нужно уделять дополнительное внимание очистки теплонесущей жидкости. Материалы, из которых выполнены компоненты автоматического сброса, легко поддаются ржавлению и окислению, поэтому быстро придут в негодность под воздействием загрязнённой воды.
Автоматические воздушные клапаны для отопления не подлежат ремонту и замене деталей. Поэтому при обнаружении протечки в нём, прекращении работы или другой неполадки, нужно будет покупать ему замену.
Главный плюс этого устройства – отсутствие человеческого вмешательства. Оно полностью работает на автомате и зачастую устраняет воздушные скопления ещё до того, как они успели оказать негативное влияние на работу отопительной системы. Минус заключается в большом количестве деталей, выход одной из строя приведёт весь механизм в негодность и потребует полной замены агрегата.
Чаще всего автоматический воздушный клапан для системы отопления монтируется на большие схемы отопления, где человеку сложно самостоятельно обнаружить поломку. К тому же, из-за высокого объёма теплоносителя, вероятность появления пробок куда выше, а уследить за ними сложнее.
Это устройство также известно как кран Маевского, названо в честь создателя. Оно оперируется уже вручную, непосредственно человеком. Однако это не делает его хуже автоматики. В некоторых местах, прибор ручного действия показывает себя даже лучше, чем механический собрат.
Обычно корпус этих агрегатов выполнен из латуни в связи с её устойчивостью к коррозии, но бывают и другие материалы. Игольчатый запорный кран раскрывается после того, как пользователь повернул винт против часовой стрелки. Высвобождение излишков газа сопровождается тихими звуками шипения. Как только они закончились, крышку необходимо прикрутить на место.
Разные модели откручиваются по-разному. Самые удобные можно спокойно открыть рукой, но тем, кто любит дополнительные предостережения, может понравится вариант, требующий специальный ключ иди же отвёртку. Крышки на таких моделях сидят плотнее, чем на обычных.
Даже с появлением воздушных автоматических клапанов для отопления, краны Маевского продолжают эксплуатировать до сих пор. Это обусловлено их надёжностью и долговечностью. Материалы, из которых выполнен ручной агрегат, обладают высокой износостойкостью и антикоррозийными свойствами. Также в нём отсутствуют какие-либо сложные механизмы, что снижает вероятность поломок.
Кран Маевского отличается своей компактностью и отсутствием протечек. Это позволяет расположить его как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Однако не стоит забывать, что в первом случае воздух будет выделяться быстрее. Ещё любой ручной воздушный клапан в системе отопления можно установить на радиатор, тогда как для автоматики пришлось бы искать специально созданную для этого модель.
Единственный минус – это необходимость в ручном управлении. Она не причиняет особых проблем, но и решить неполадку можно будет только тогда, когда она проявила себя, следовательно, уже успела нарушить работу системы. Помочь бороться с этим могут регулярные профилактические сбросы.
Сюда можно отнести клапаны обоих видов. На радиаторы устанавливают более дешёвые модели, чаще всего ручного исполнения. Сделать это можно, если корпус нагревателя состоит из двух частей, а выходной патрубок можно развернуть в нужную сторону для направления слива.
Помимо этого, на батареи можно установить угловой спускник воздуха для системы отопления. Они слегка дороже, но облегчают процесс вывода воздуха из системы отопления. Плюс установки воздухосброса на радиаторах в том, что после такого применения, отопительная система быстрее продолжит функционировать.
Если противопоставить две разновидности воздушников, можно выделить сильные и слабые стороны каждого, что позволит точнее определиться с выбором.
Чугунные батареи – довольно распространённый прибор, заслуживший свою популярность долговечностью и надёжностью. Они почти не подвержены коррозии, стойки к физическим воздействиям. Однако проблема её использования в загрязнении теплоносителя. Как было сказано ранее, автоматический сбросник воздуха из системы отопления очень чувствителен к нежелательным элементам в воде, его детали легко загрязняются и выходят из строя.
Стоит отметить, что осадки, выделяемые чугуном, не настолько критичны. Прибор воздухосброса можно поддерживать в рабочем состоянии выполняя регулярные чистки. Но для этого придётся приостановить работу всей системы, если не установить дополнительные меры изоляции. Да и стравливание на батареях производится крайне редко. Поэтому на радиаторах логичней будет применять ручной вариант.
Но есть ситуации, когда автоматику будет логичней применять, чем ручник. Вода может выделять воздух также во время вступления её в химические реакции с некоторыми материалами, такими как алюминий. На участки, выполненные из этого материала, установка автоклапана обязательна. При наличии на них ручника, за возникновением пробок очень сложно следить.
Во всех остальных ситуациях, верх берёт именно кран Маевского. Он надёжен, долговечен, его можно отремонтировать. Некоторым может не понравиться то, что процесс стравливания необходимо проводить вручную. Но делать это надо не на регулярной основе. Профилактический воздухосброс следует проводить раз в месяц, если не реже.
Из этого можно сделать вывод, что автоматический клапан сброса воздуха из системы отопления – сугубо ситуативное решение, которое нелогично и невыгодно применять повсеместно. Это стоит делать лишь на элементах определённого материала. Но если необходимость самостоятельных манипуляций для стравливания воздуха всё равно непривлекательна, а финансы позволяют приобретать и менять устройство, в несколько раз дороже ручника, то все негативные стороны автоматики отпадают.
Агрегат должен соответствовать индивидуальным характеристикам системы отопления, таким как давление и температурный режим. На рынке встречаются модели, способные работать под давлением 2, 4, 6 и 10 бар. Чем выше этот показатель – тем лучше, особенно при большом объёме теплоносителя, циркулирующего по трубопроводу. Но тратить лишние деньги на решение, показатели которого сильно превышают характеристики системы, не имеет смысла. Клапаны выдерживают температуру 110-120 градусов Цельсия. Здесь уже лучше взять устройство с запасом, так как данный показатель непостоянный и может как уменьшаться, так и увеличиваться.
Также ни в коем случае нельзя приобретать изделия из Китая. Все стереотипы про низкое качество правдивы в отношении клапанов, такие приборы выйдут из строя быстро, после трёх-пяти срабатываний, и потребуют замены. Особенно это касается автоматики, чьи механизмы крайне чувствительны. Иногда китайские изделия могут попросту не сработать.
Строгость отбора ручных воздухостравливателей несколько ниже ввиду отсутствия сложных механизмов. Такие изделия лучше брать в пластиковом или металлическом выполнении. Они сделаны для возможности раскручивания без применения отвёрток и ключей. Однако если в доме находятся маленькие дети, то ситуация обратная. Нужно предотвратить возможность ими откручивания клапана, так как высока вероятность того, что теплонесущая жидкость протечёт и нанесёт им повреждения. Особенно это касается воды с примесями антифриза, последствия ожогов от которых страшны в том числе и для взрослых, не говоря уже о детях.
Некоторые модели обладают дополнительным функционалом. Например, автоматический кран может быть оснащён золотником, который позволяет использовать его аналогично с краном Маевского в случае неожиданной поломки. Стоит обратить внимание и на модели с дополнительными перегородками, исключающими протечку воды. Такая конструкционная особенность известна как автоматический отсекатель.
Большинство моделей как ручного, так и автоматического исполнения, оснащены специальной эластичной прокладкой. Она служит для обеспечения герметизации в месте соединения с трубопроводной магистралью. Если же такая отсутствует, можно заменить её льняной паклей или сантехнической нитью.
При установке стравливателей нужно учитывать специфики их работы и требования к расположению чтобы не терять эффективность избавления от излишков газов внутри системы отопления. Стоит также напомнить о том, что при наличии расширительных баков открытого типа необходимость в наличии клапанов отпадает – все нежелательные пузырьки воздуха выводятся через них. В случае с герметичными мембранными баками, такой процесс отсутствует.
При установке учитываются специфики конструкции системы с принудительной циркуляцией. Она имеет возвышения в области основного стояка, от которого идёт к основным трубам. Именно на этих высоких точках и скапливается большая часть микропузырьков, чаще всего образуются пробки. Поэтому автоматические клапаны необходимо устанавливать там.
Ещё одна наиболее подверженная к подобным неполадкам точка отопления – это коллекторы. В них скапливается большое количество горячего и холодного теплонесущего элемента, поэтому шанс возникновения застоев там также повышен. К тому же, большое количество выходных отверстий делает монтаж намного легче.
Установка автоматики на радиаторы производится строго в вертикальном положении. В других случаях возникают протечки. Исключением являются устройства в угловом исполнении, специально предназначенные для облегчённого монтирования на батареи отопления. Их конструкционные особенности исключают возможность вытекания при открытом клапане.
Краны Маевского в этом плане более либеральны. Они могут быть установлены в любой точке как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. Процесс их встраивания в элементы отопительной системы идентичен автоматике.
Есть общий совет, применимый для каждого из двух видов. По возможности устройства стоит ставить на отсекающий клапан. Так в процессе техосмотра и чистки не придётся отключать поток воды – теплонесущая жидкость не будет вытекать из новообразовавшегося отверстия.
Как и любой другой прибор, клапаны стравливания требуют регулярного техобслуживания для обеспечения долгосрочности работы, бесперебойности и сведению на ноль поломок, которые могут возникнуть в самый неподходящий момент.
Примерно раз в полгода устройство должно скручиваться для проведения осмотра на предмет загрязнения или ржавления. Делать это рекомендуется во время полного технического обслуживания всей системы. Если никаких признаков понижения качества прибора нет, то можно спокойно ставить его на место и переходить к следующему элементу.
Если же такие присутствуют, то стоит приступить к чистке. Элементы коррозии очистить нельзя, поэтому их придётся игнорировать, но если корпус устройства уже сильно покрылся ржавчиной, то его необходимо заменить. Любая другая грязь уже может быть с лёгкостью удалена.
Особое внимание следует уделять очищению механизмов автоматики от солей. Эти элементы препятствуют полному закрытию отверстия клапана и приводят к протечкам. Чистить отдельные детали нужно аккуратно, ведь если произойдёт их поломка, то придётся покупать замену.
Вам может понравится
Воздушные пробки – весьма серьёзная проблема. Их наличие приводит не только к ухудшению работы отопительной системы, но также к понижению качества всего трубопровода из-за ускоренных реакций коррозии, неприятного журчащего звука. В особо запущенных случаях нагрев радиаторов прекращается вовсе. Для того, чтобы бороться с данным недоразумением, были придуманы клапаны стравливания.
Эти устройства бывают в двух исполнениях – с автоматическим механизмом и с ручным принципом действия (краны Маевского). Их применение полностью ситуативно. Первые стоит устанавливать на коллекторах и алюминиевых деталях, вторые - на всех остальных компонентах. Это обусловлено тем, что автостравливатели легко выходят из строя из-за загрязнений.
А какой из двух видов клапанов Вы бы установили на обычную трубу?