Теплый гараж для автомобиля – мечта любого автовладельца. Ведь преимущества теплых помещений для хранения автомобиля очевидны. Отапливаемый гараж сводит к минимуму возможность возникновения конденсата, который является причиной коррозии кузовных металлических элементов, соответственно продлевая срок службы транспортного средства. Также техническое обслуживание или ремонтные работы в зимний период комфортнее проводить в теплом помещении. Создать соответствующие условия для хранения и обслуживания может каждый. Для этого нужно всего лишь произвести монтаж системы отопления.
Осуществить монтаж водяного отопления под силу любому автовладельцу. Для этого необходимо иметь желание, располагать материальной базой и изучить существующие способы и схемы установки отопительной системы. Начать можно с классического варианта. Такой способ обеспечивает хорошую теплоотдачу, надежен и максимально прост.
В основе принципа работы заложен котел, который способствует нагреву воды. Котел может функционировать на различных видах топлива, обеспечивая нагрев воды до определенной температуры. Котел является сердцем системы отопления и соединяется с остальными ее элементами при помощи труб. Трубы, котел и теплоносители, соединенные воедино, образуют замкнутую систему.
По этой системе вода циркулирует, передавая тепло батареям для последующего обогрева помещения. Отдав энергию теплоносителям охлажденная жидкость возвращается в расширительный бак для повторного нагрева. Правильно подобранные параметры отопительного котла и продуманная разводка труб для естественной циркуляции жидкости – классическое водяное отопление в гараже без насоса.
Главным преимуществом рассмотренного способа является безопасность. В гаражных помещениях помимо транспорта могут храниться горюче-смазочные вещества, которые относятся к разряду легко воспламеняемых. Монтаж водяного отопления – наиболее безопасный вариант для обогрева гаража.
К недостаткам такой системы можно отнести частые ошибки при проектировании и монтаже. Неправильно подобранный угол наклона разводки труб может свести на ноль процесс естественной рециркуляции, когда теплая жидкость по законам физики должна подниматься вверх, освобождая место в расширительном бачке для охлажденной. Результатом допущенных ошибок будет нагрев жидкости только в самом котле без последующей передачи тепла радиаторам.
Благо, существует простое решение данной проблемы. Обеспечить циркуляцию потока теплой жидкости можно принудительно, дополнительно установив в системе циркуляционный насос.
Выгодное предложение
Отопление гаража с циркуляционным насосом – наиболее распространенный вариант. На сегодняшний день существуют различные модификации, речь о которых пойдет ниже в статье. Главное преимущество циркуляционного насоса – принудительная циркуляция нагретой жидкости для равномерного прогрева теплоносителей.
Однотрубная система отопления гаража считается самым бюджетным вариантом.
Принцип работы рассматриваемого способа предполагает последовательную циркуляцию нагретой жидкости по замкнутой системе, т.е. вода, передвигаясь по трубе, нагревает первый радиатор, затем, выходя из него, далее по трубе поступает в последующие. Отдав тепло последней батарее, вода возвращается в котел для подогрева и повторения цикла.
Схема отопления гаража с циркуляционным насосом с однотрубным циклом будет оптимальным решением при ограниченном бюджете. Такой подход обеспечит обогрев помещения, но с одним недостатком. Прогрев помещения будет происходить неравномерно. Первому радиатору будет передана основная энергия. Последующим ее достанется намного меньше. Температура же последнего теплоносителя в цепи будет существенно отличаться от первого.
Но из-за этого недостатка нельзя полностью исключать данный способ монтажа. В будущем, накопив достаточную сумму для модернизации, однотрубную систему отопления можно улучшить.
Двухтрубная система отопления гаража – улучшенная модификация вышеописанного варианта. Улучшение заключается в том, что рассматриваемый способ исключает недостаток однотрубных циклов. Первый носитель используется для подачи нагретой жидкости к радиаторам. Назначение второго (обратного) – параллельный отвод охлажденной воды из каждой батареи, т.е. вода из первого теплоносителя поступает по обратке сразу в котел, а не к следующему, как предыдущем варианте.
Как выглядит схема системы отопления с насосной циркуляцией двухтрубного типа, более детально представлено ниже на фото.
За счет подобной организации системы отопления вода по трубам к теплоносителям будет подаваться под одним давлением. Соответственно радиаторы будут прогреваться равномерно, а температура отдачи будет везде одинакова, способствуя плавному нагреву воздуха в любой точке помещения. К недостаткам такой системы можно отнести сложность монтажа и себестоимость. За счет увеличения количества элементов системы (трубы, соединительные муфты и т.п.) увеличиваются затраты на приобретение. Поэтому, при ограниченном бюджете, многие автолюбители рекомендуют осуществить монтаж однотрубной системы, а затем, при наличии дополнительных финансов, ее улучшить, создав двухтрубное водяное отопление в гараже.
Выше были рассмотрены схемы водяного отопления гаража по типу подачи и отведения воды, как элемента, несущего тепло. Также ранее отмечалось, что основным элементом в системе является котел. Существует несколько различных вариантов источников тепла для нагрева воды. И сейчас в них необходимо тщательно разобраться.
Тип используемого топлива для котла определяет схему отопления гаража, схему размещения самого источника тепла, а также требования пожарной безопасности. Все эти особенности стоит учитывать при выборе соответствующего оборудования ещё на этапе проектирования. Для отопления гаража существует четыре вариации котлов, классифицирующихся по типу используемого топлива.
Первый вариант – газовые котлы. Газовый котел – готовое оборудование, произведенное заводом и отвечающее всем требованиям безопасности. Это самый оптимальный вариант для регионов с суровыми зимами, т.к. его можно эксплуатировать на постоянной основе без дополнительного контроля. Его также можно установить в регионах с умеренным климатом, но во внимание стоит брать стоимость оборудования и процесс согласования.
Отопительное оборудование газового типа может быть установлено только после разрешения и согласования индивидуального проекта монтажа управляющим органом компании по газоснабжению. Подготовка и согласование проекта предполагает, что будущее отапливаемое помещение соответствует нормам безопасности. Однако в ряде случаев у проверяющей инспекции возникают вопросы, препятствующие осуществить монтаж газового котла для отопления в гараже. Дополнительные затраты потребуются на подводку газовой трубы к месту подключения в гараже.
Газовое отопление принято считать самым дешевым и доступным при удовлетворении указанных выше факторов. В противном случае необходимо рассматривать альтернативные способы, чтобы установить водяное отопление в гараже: с электрокотлом или печкой.
В тех местах, где подвод газа невозможен или проблематичен, например, кооперативные гаражи, владельцам приходится использовать иные способы обеспечения теплом гаражного помещения. Одним из таких способов является использование специальных печей. Печи могут быть двух типов: работающие на твердом или жидком топливе.
В качестве твердого топлива могут быть использованы различные нетоксичные материалы: уголь, дрова, мусор или топливные брикеты. Однако при сжигании такого топлива может выделяться дым, который будет привлекать внимание других владельцев или даже экологических служб. Поэтому в городской черте при обустройстве гаража печью, работающей на твердом топливе, можно столкнуться с рядом проблем. В частном доме вероятность возникновения таких вопросов сведена к минимуму.
Другой вариант – печи, работающие на жидком топливе. В качестве жидкого материала для горения может быть использовано отработанное масло. При горении оно не выделяет заметных следов, вызывающих подозрения и опасения. К недостаткам такого варианта отопления гаража можно отнести необходимость места или участка для хранения. Потребуется место, где необходимо разместить бочки или канистры для хранения отработки, что уменьшает полезную площадь гаража. Кроме этого, хранение переработанного масла пожароопасно.
Электрический котел – наиболее оптимальный вариант для схемы отопления гаража с циркуляционным насосом. Монтаж не требует подводки дополнительной энергонесущей магистрали, т.к. современные гаражи оборудованы линией электроэнергии. По своим размерам котел достаточно компактный, что не потребует дополнительной территории для размещения и не будет ограничивать полезную площадь помещения.
Для монтажа электрического котла отсутствует необходимость строительства дымохода, позволяя сохранить герметичность помещения. А надежность, комфорт и простота работы электрооборудования являются основными преимуществами при выборе.
К дополнительным преимуществам электрических котлов также относят:
К недостаткам можно отнести стоимость электроэнергии. Она в настоящее время не из дешевых. Но даже тарифы на электричество не останавливают автолюбителей, т.к. схема обогрева гаража при помощи электрического котла наиболее оптимальна.
Как было упомянуто ранее, при проектировании системы отопления, а также на этапе, когда строится схема водяного отопления с насосом в гараже, необходимо учитывать все факторы, такие как климат окружающей среды, расположение гаража, наличие соответствующих ресурсов и прочее. Также необходимо обратить внимание на советы бывалых автомобилистов.
Если климат холодный, то для отопления гаража рекомендуют применять котлы постоянного действия (газовые или электрические). Они способствуют поддержанию равномерной температуры в помещении и не требуют постоянного контроля.
Если же необходимость в постоянном отоплении отсутствует, т.е. теплое помещение необходимо на период обслуживания или ремонта, то достаточно будет применить обычную печь-буржуйку.
После ремонта в квартире у многих остаются старые секции батарей. Не нужно их выбрасывать в металлолом, ведь их можно задействовать при монтаже отопления в гараже. Срок службы таких радиаторов составляет пятьдесят лет, поэтому после снятия с квартиры можно рассчитывать ещё на 5-7 лет эксплуатации.
Если же такая возможность отсутствует, то рекомендуется рассматривать биметаллические панели. Они намного дешевле качественных чугунных аналогов, более просты в установке, выдерживают большую температуру нагрева. Но такие батареи больше подвержены коррозии, соответственно срок их эксплуатации намного ниже.
Монтаж биметаллических батарей быстрее и намного проще. Для сборки системы достаточно иметь под рукой все необходимые комплектующие и паяльник. Металлические элементы нужно варить и окрашивать. И не всегда с первого раза удастся сварить конструкцию без протечек.
В случае времени нагрева и теплоотдачи чугунные батареи уступают биметаллическим. Вторые быстрее нагреваются и начинают отдавать тепло, но и быстрее остывают. Чугунные радиаторы даже после отключения котла ещё некоторый период времени остаются теплыми, отапливая помещение.
Ещё стоит обратить внимание на теплоотдачу. Более лучшей теплоотдаче способствуют трубы с большим диаметром. Это увеличивает эффективность прогрева помещения и уменьшает затраты на топливо.
Любая схема отопления в гараже с насосом или без него имеет свои преимущества и недостатки. К плюсам, в первую очередь, необходимо отнести улучшение качества хранения автомобиля и удобства его обслуживания. Кроме этого, автомобиль в теплом гараже в холодный период не нуждается в длительном прогреве, что позволяет также сэкономить на топливе. Также отсутствует вероятность замерзания дверных замков и других узлов автомобиля.
К минусам можно отнести тот факт, что отопление водой чревато последствиями разрыва труб в случае аварийного отключения. Котел перестает нагревать воду, в результате чего она замерзает, расширяется и приводит к разрыву труб. В электрических котлах в качестве защиты от замерзания системы предусмотрен переход на альтернативный источник питания. Другой вариант – использовать вместо воды этиленгликоль, температура замерзания которого составляет -65 градусов по Цельсию.
Котел – основное звено системы. Он должен быть статичен, а к нему подключаются остальные комплектующие. При необходимости от котла монтируется дымоход. При помощи труб определенного диаметра, как правило д.32, к котлу подключаются радиаторы, образуя единую цикличную систему.
Оставшейся частью схемы отопления гаража является расширительный бак с отверстием. Он используется для хранения и подлива теплоносителя, т.к. в процессе эксплуатации при нагреве жидкость должна испаряться.
Вам может понравится
Подводя итог, ещё раз необходимо отметить, что в статье были детально рассмотрены существующие разновидности схем отопления и подачи воды (однотрубные и двухтрубные), приведена классификация применяемых котлов по типу используемого топлива (газ, электричество, твердые и жидкие материалы). Особое внимание уделено преимуществам и недостаткам каждой модели.
Остались ли у Вас какие-нибудь вопросы? Задать их или поделиться своим опытом Вы можете поделиться в разделе «Комментарии», расположенном ниже данной статьи.